Главная » Файлы » МАСТЕР-КЛАССЫ » МАСТЕР-КЛАССЫ |
26.08.2015, 21:03 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тьюторская практика по теме:
«Разработка и тьюторское сопровождение программы социальных практик младшего школьника»
Авторы : Николаева И.В Щербакова Л.Г. учителя начальных классов, классные руководители с тьюторской позицией базовой школы стажировочной площадки МБОУ СОШ № 12 г.Волжского Волгоградской обл.
г.Волжский 2013 г. Разработка и тьюторское сопровождение программы социальных практик младшего школьника
1. Субъект практики. Практику реализуют учителя начальных классов МБОУ СОШ № 12 Николаева Ирина Вячеславовна, Щербакова Лариса Геннадьевна, учителя начальных классов, классные руководители с тьюторской позицией муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №12 города Волжского Волгоградской области, члены Межрегиональной Тьюторской Ассоциации. Директор: Курбатова Любовь Александровна.
Этапы становления тьюторской позиции: - участие во II Межрегиональной научно-практической конференции (с международным участием) по теме: «Тьюторские практики: от философии до технологии» Волгоград 2012 г. -представление опыта работы на школьном педсовете «Тьюторские практики с «будущим» ребёнка» , -проведение обучающих мастер-классов с целью диссеминации тьюторских практик в рамках работы стажировочной площадки для педагогов области на базе стажировочной площадки МБОУ СОШ № 12 -публикация «Социальная деятельность в развитии творческих способностей младшего школьника» в сборнике статей общегородской научно-практической конференции «ВОЛЖСКИЙ: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАНИЕ» г. Волжский, октябрь 2012 г. -членство в Межрегиональной Тьюторской Ассоциации с июня 2013 2.Организация образовательной среды. Объект практики Часто случается, что родители не учитывают, что интересно ребёнку, чем он хотел бы заниматься в данный момент. Взрослые навязывают своё мнение, считая, что их мнение должно быть определяющим в выборе занятия для ребёнка. Возможно, в детстве именно мама хотела стать певицей, а папа известным боксёром. Почему не стали? Может потому, что их родители думали иначе? Мы забываем, что каждый ребёнок особенный, он имеет право решать чем ему заниматься. Возможно, выбор будет неудачен, но это будет ВЫБОР и решение самого ребёнка, его ошибки. Может, стоит попробовать реализовать свои творческие и познавательные интересы ещё в детстве? Это поможет не допускать ошибки во взрослой жизни. Можно ли в начальной школе организовать так воспитательный процесс, чтобы ребёнок мог сам поучаствовать в своём развитии? Мы попытались ответить на эти вопросы и организовать так образовательную среду младшего школьника, чтобы ребёнок смог реализовать свои познавательные интересы и расширить социальные контакты. Открытость образовательной среды заключается в том, что тьютор создаёт возможность для самореализации тьюторанта в общении, способствуют расширению контактов со специалистами (учителями физической культуры, изо, музыки, биологии, библиотекаря) для получения нужной информации. Избыточность, вариативность среды создаются предложением различных форм деятельности: беседы, игры , конкурсы, дискуссии, спортивные и театральные представления) Тьюторанты самостоятельно выбирают формы и способы деятельности, где бы они хотели проявить свои способности. Поэтому здесь есть место для коллективной, групповой и индивидуальной работы. Реализуется в детском саду тьюторантами (учениками начальной школы) в организации проектов различной тематики для воспитанников старшей и подготовительной групп.
Предмет практики Представляет собой разработку и тьюторское сопровождение программы социальных практик младшего школьника
3.Организация тьюторского сопровождения.
Этапы тьюторского сопровождения: 1 этап. Диагностический. Ребята в наших классах отличаются высокой творческой активностью, они с удовольствием принимают участие в инсценировках, подготовках классных часов. Работая с учениками, мы не раз слышали, что они хотели бы посетить своих воспитателей в детском саду, показать им свои достижения. Это помогло выявить запрос на расширение социальных контактов. С целью определения личных образовательных запросов тьюторантам был задан вопрос: « А что вам нравилось в детском саду? Чем хотелось заниматься?» Дети отмечали желание веселиться, играть, бегать, слушать сказки, узнавать новое. Ребята сказали, что им это нравится и сейчас, но только они сами хотели бы быть организаторами. Был выявлен запрос на самостоятельность действий. 2 этап. Проектирование образовательной траектории.
3 этап. Событийность. Модуль «Моё здоровье»
Цель: -знакомство с основными правилами гигиены, питания, развитие физической подготовки. Задачи:
Основные виды деятельности учащихся:
Дополнительные виды деятельности:
Тематика реализованных проектов
Содержание деятельности Друзья Вода и Мыло. Исследовательская деятельность обучающихся. Подбор материала. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Инсценировка стих-я К.Чуковского «Мойдодыр». Беседа по стихотворению. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко» Здоровая пища для всей семьи Подбор материала, обсуждение темы, постановка задач. Игра «Угадайка». Проведение опыта (с кока-колой). Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания. Режим дня Прослушивание сказки: «Как Тёма спать ложился». Обсуждение ситуации. Составление режима дня, беседа о том, как важно его соблюдать. 4. Подвижные игры Игры на свежем воздухе.«Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», «Раз, два, три-беги!» 5.Праздник «Большие гонки!» Обсуждение темы, постановка задач. Подбор игр и заданий. Игра – соревнование «Кто больше знает?».Беседы и игры.
Модуль «Театр и я»
Цель: - развитие познавательных и творческих способностей через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность. Основные задачи:
Основные виды деятельности учащихся: 1.дискуссия; 2.создание сценария; 3.распределение ролей 4.репетиции 5.спектакль (презентация проекта) 6.анализ работы
Дополнительные виды деятельности: 1.чтение сказок, рассказов; 2.создание костюмов; 3. составление видео- и аудио- сопровождения. 4.прослушивание авторских вариантов; 5.разучивание и исполнение песен.
Тематика реализованных проектов
Содержание деятельности: Любительские занятия театром.
Модуль «Мир, в котором я живу» Цели: - формирование знаний о природе, человеке и обществе, воспитание правильного отношения к окружающему миру. Задачи:
Основные виды деятельности учащихся: 1.дискуссия; 2.подбор нужной информации; 3.обсуждение формы выступления; 4. творческая деятельность 5.презентация проекта 6..анализ работы Дополнительные виды деятельности:
1.чтение рассказов; 2.аппликация, рисунок; 3. составление видео- и аудио- сопровождения.
Тематика реализованных проектов
Содержание деятельности:
В гости к русским мастерам.
Знакомство с народной росписью (хохлома, дымковская игрушка). История развития данного вида творчества. Подбор материала по теме. Создание презентации. Организация практической работы (роспись по шаблону).
История русского костюма
Знакомство с русским народным костюмом. История развития. Подбор материала по теме. Создание презентации. Организация практической работы (аппликация с использованием готовых шаблонов)
Путешествие в лес Особенности животного и растительного мира леса. Сезонные изменения в лесу. Игра «Угадай по голосу». Викторина
Экология. Значение природы для человека. Необходимость соблюдения правил поведения в лесу. Коллективная работа по составлению плакатов «Береги лес»
4.Результаты и эффекты тьюторской практики:
Для тьюторанта В социальном приросте - организация непосредственных, неформальных контактов обучающихся начальной школы и дошкольников, групповое взаимодействие, разнообразие форм сотрудничества значительно повышают интерес детей к творчеству и представлению себя в окружающем мире
Как наглядный пример хочется привести пример развития одного ребёнка-Семёна. Мальчик испытывает сложности при овладении программным материалом, у него заниженная мотивация. Семён боялся выходить к доске, испытывал сложности с общением. Но работая с дошкольниками, он смог почувствовать свою значимость, уверенность в себе. Семён преобразился- он активно принимал участие в подготовке мероприятий, не только был исполнителем, но и организатором проектов.
В антропологическом- позитивная активность школьников, причём не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали» повышает самооценку ребёнка, и чувство значимости в окружающем мире.
В ходе реализации практики можно отметить рост тьюторантов в организации самостоятельных действий:
В культурно-предметном приросте – познавательная деятельность способствуют получению новых знаний об интересующем предмете, расширяет кругозор, способствует реализации творческих возможностей.
Для тьютора:
В социальном приросте - Происходит продвижение в профессиональном развитии - принятие новой социальной роли: классный руководитель в тьюторской позиции
В антропологическом - Тьютор получает опыт взаимопроникновения в другие образовательные области: спорт, искусство, здравоохранение
В культурно-предметном приросте- создается возможность для продвижения в ту сферу человеческой деятельности или область, которая на данный момент для него значима, продвижение в организации детских проектов
5.Условия воспроизводства. 1.В организации данной практики необходимо установление социального сотрудничества с коллективом детского сада. 2. Инициативность учащихся и познавательная мотивированность 3. Компетентность педагога-тьютора в организации проектной деятельности
6.Проектные предложения Планируется: -Расширение социальных практик ( детский дом, контакты с ветеранами ВОВ, православный центр) -Планирование дальнейшего сопровождения учеников пятого класса в роли тьюторов для организации взаимодействия с тьюторантами- обучающимися 1 класса. -Защита тьюторской технологии по данной теме.
Используемая литература
Беспалова, Г. М. Тьюторское сопровождение школьника: организационные формы и образовательные эффекты /Г. М. Беспалова. [www документ] URL http://thetutor.ru Н.В.Муха Проблема описания результативности тьюторской деятельности Дудчик, С. В. Тьюторское сопровождение как практика индивидуализации в начальной школе//Работы участников Международной конференции / С.В. Дудчик. – Томск. – 2009. Дудчик, С. В. Развитие познавательного интереса младших школьников средствами тьюторского сопровождения: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Дудчик Светлана Викторовна. – Москва, 2007. Ковалева, Т. М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы / Т. М. Ковалева. – М.: Педагогическое общество России, 2005. Катиркина И. О. Особенности тьюторского сопровождения младших школьников http://www.uchmet.ru/articles/141962/ Иванов И.П.Энциклопедия коллективных творческих дел/И.П.Иванов –Новосибирск, 2003 Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2000 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0 | |