Суббота, 31.10.2020, 14:17
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » МАСТЕР-КЛАССЫ » МАСТЕР-КЛАССЫ

Разработка и тьюторское сопровождение программы социальных практик младшего школьника
26.08.2015, 21:03

Тьюторская практика по теме:

 

«Разработка и тьюторское сопровождение программы социальных практик

младшего школьника»

 

Авторы : Николаева И.В

Щербакова Л.Г.

учителя начальных классов,

классные руководители

 с тьюторской позицией

 базовой школы

стажировочной площадки

МБОУ СОШ № 12

 г.Волжского

Волгоградской обл.

 

г.Волжский

2013 г.

Разработка и тьюторское сопровождение программы социальных практик младшего школьника

 

1. Субъект практики.

Практику реализуют учителя начальных классов МБОУ СОШ № 12 Николаева Ирина Вячеславовна, Щербакова Лариса Геннадьевна, учителя начальных классов, классные руководители с тьюторской позицией муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №12 города Волжского Волгоградской области,

 члены Межрегиональной Тьюторской Ассоциации.

Директор: Курбатова Любовь Александровна.

 

Этапы становления тьюторской позиции:

-   участие во II Межрегиональной научно-практической конференции (с международным участием)  по теме: «Тьюторские практики: от философии до технологии» Волгоград 2012 г.

-представление опыта работы на школьном педсовете «Тьюторские практики с «будущим» ребёнка» ,

-проведение обучающих мастер-классов с целью диссеминации тьюторских практик в рамках работы стажировочной площадки для педагогов области на базе стажировочной площадки МБОУ СОШ № 12

-публикация «Социальная деятельность в развитии творческих способностей младшего школьника» в сборнике статей общегородской научно-практической конференции «ВОЛЖСКИЙ: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА,

ОБРАЗОВАНИЕ» г. Волжский, октябрь 2012 г.

-членство в Межрегиональной Тьюторской Ассоциации с июня 2013

2.Организация образовательной среды.

Объект практики

Часто случается, что родители не учитывают, что интересно ребёнку, чем он хотел бы заниматься в данный момент. Взрослые навязывают своё мнение, считая, что их мнение должно быть определяющим в выборе занятия для ребёнка. Возможно, в детстве именно мама хотела стать  певицей, а папа известным боксёром. Почему не стали? Может потому, что их родители думали иначе? Мы забываем, что каждый ребёнок особенный, он имеет право решать чем ему заниматься. Возможно, выбор будет неудачен, но это будет ВЫБОР и решение самого ребёнка, его ошибки. Может, стоит попробовать реализовать свои творческие и познавательные интересы ещё в детстве? Это поможет  не допускать ошибки во взрослой жизни. Можно  ли в начальной школе организовать так воспитательный процесс, чтобы ребёнок мог сам поучаствовать в своём развитии?

Мы попытались ответить на эти вопросы и организовать так образовательную среду младшего школьника, чтобы ребёнок смог реализовать свои познавательные интересы и расширить социальные контакты.

Открытость образовательной среды заключается в том, что тьютор создаёт возможность для самореализации тьюторанта в общении, способствуют расширению контактов со специалистами (учителями физической культуры, изо, музыки, биологии, библиотекаря) для получения нужной информации. Избыточность, вариативность среды создаются предложением различных форм деятельности: беседы, игры , конкурсы, дискуссии, спортивные и театральные представления)

Тьюторанты самостоятельно выбирают  формы и способы деятельности, где бы они хотели проявить свои способности. Поэтому здесь есть место для коллективной, групповой и индивидуальной работы.

Реализуется в детском саду тьюторантами  (учениками начальной школы) в организации проектов различной тематики для воспитанников старшей и подготовительной групп.

 

Предмет практики

 Представляет собой разработку и тьюторское сопровождение программы социальных практик младшего школьника   

 

3.Организация тьюторского сопровождения.

 

Этапы тьюторского сопровождения:

1 этап. Диагностический.

Ребята в наших классах отличаются высокой творческой активностью, они с удовольствием принимают участие в инсценировках, подготовках классных часов. Работая с учениками, мы не раз слышали, что они хотели бы посетить своих воспитателей в детском саду, показать им свои достижения. Это помогло выявить запрос на расширение социальных контактов.

С целью определения личных образовательных запросов тьюторантам был задан вопрос: « А что вам нравилось в детском саду? Чем хотелось заниматься?» Дети отмечали желание веселиться, играть, бегать, слушать сказки, узнавать новое. Ребята сказали, что им это нравится и сейчас, но только они сами хотели бы быть организаторами. Был выявлен запрос на самостоятельность действий.

2 этап. Проектирование образовательной траектории.

Деятельность тьюторанта

Тьюторское сопровождение

Желание тьюторанта расширить образовательную среду

Для развития социального контакта были предприняты следующие шаги:

Консультация с администрацией детского сада. (Тьюторы посещают детский сад и договариваются о сотрудничестве)

Обсуждение с методистом и воспитателями направлений деятельности. (В беседе оговариваются возможные виды деятельности: театр, спортивные мероприятия, беседы)

Составление плана посещений. (Оговаривается время посещений)

 

Объединение тьюторантов в группы по интересам.( В ходе дискуссии были выделены три организационных модуля «Моё здоровье», «Театр и я», «Мир, в котором я живу»). Тьюторант мог перейти в другую рабочую группу или принять участие в нескольких с учётом его индивидуальных интересов на текущий момент.

 

Помощь в определении основных направлений.

В доверительной беседе оказывалась помощь в фиксации интересов.

Составление плана работы на год

Организация обсуждения группы по данной проблеме

Выбор тем проектов, определение целей и задач на год

Тьюторы  не «выдавали» готовые перечни, варианты  проектов, а организовывали обсуждения групп по данной проблеме

Определение обязанностей и распределение ролей  в проектных группах

Организация обсуждения групп по данной проблеме

Сбор необходимой информации

Посредническая функция в привлечении специалистов: учителя физической культуры, изо, музыки, биологии, библиотекаря .Помощь в работе с информационными источниками.

Оформление проекта

Помощь в создании презентаций, музыкального сопровождения, видеофильмов; костюмов, инвентаря.

Презентация проекта перед воспитанниками детского сада

Обсуждение с администрацией детского сада времени и места презентации

Рефлексия. Обсуждение и оценка результатов.

Организация  обсуждения внутри рабочих групп. Важно уловить за эмоциональными  высказываниями тьюторантов продолжение развития интереса и мотивировать на создание дальнейших проектов.

 

3 этап. Событийность.

Модуль «Моё здоровье»

 

Цель: -знакомство с основными правилами гигиены, питания, развитие физической подготовки.

Задачи:

  • формирование у детей необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
  • формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечение  физического саморазвития;
  • воспитание потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные виды деятельности учащихся:

  1. дискуссия;
  2. опыты;
  3. игра;
  4. презентация;
  5. анализ работы

 

Дополнительные виды деятельности:

  • чтение стихов, сказок, рассказов;
  • постановка драматических сценок, спектаклей;
  • прослушивание песен и стихов;
  • разучивание и исполнение песен;
  • организация подвижных игр;
  • проведение опытов;
  • выполнение физических упражнений.

 

Тематика реализованных проектов

Тема

Дата проведения:

  1.  

 Друзья Вода и Мыло.

Октябрь 2011г

  1.  

Здоровая пища для всей семьи

Февраль 2012г

  1.  

Режим дня

Октябрь 2012г.

  1.  

Подвижные игры.

Май 2012г.

  1.  

Праздник «Большие гонки»

Февраль 2013

 

 

Содержание деятельности

Друзья Вода и Мыло.

Исследовательская деятельность обучающихся. Подбор материала. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Инсценировка стих-я К.Чуковского «Мойдодыр». Беседа по стихотворению. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко»

Здоровая пища для всей семьи

Подбор материала, обсуждение темы, постановка задач. Игра «Угадайка». Проведение опыта (с кока-колой). Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания.

Режим дня

Прослушивание сказки: «Как Тёма спать ложился». Обсуждение ситуации. Составление режима дня, беседа о том, как важно его соблюдать.

     4. Подвижные игры

Игры на свежем воздухе.«Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», «Раз, два, три-беги!»

5.Праздник «Большие гонки!»

Обсуждение темы, постановка задач. Подбор игр и заданий. Игра – соревнование «Кто больше знает?».Беседы и игры.

       

Модуль «Театр и я»

 

Цель:  - развитие познавательных и творческих способностей через искусство художественного слова,  театрализацию, концертную деятельность.

Основные задачи:

  • Знакомство детей с различными видами театра.
  • Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
  • Развитие и совершенствование творческих способностей детей средствами театрального искусства. 
  • Развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
  • Совершенствование памяти, внимания, наблюдательности, мышления, воображения, быстроты реакции, инициативность и выдержку, восприятия детей, умения согласовывать свои действия с партнерами.
  • Воспитание доброжелательности, контактности в отношениях со сверстниками. Развитие умения оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями

 

Основные виды деятельности учащихся:

1.дискуссия;

2.создание сценария;

3.распределение ролей

4.репетиции

5.спектакль (презентация проекта)

6.анализ работы

 

Дополнительные виды деятельности:

1.чтение  сказок, рассказов;

2.создание костюмов;

 3. составление видео- и аудио- сопровождения.

4.прослушивание авторских вариантов;

5.разучивание и исполнение песен.

 

Тематика реализованных проектов

 

Тема

Дата

1

Инсценировка русской народной сказки «Хаврошечка»

Ноябрь 2011г

2

Инсценировка русской народной сказки «Снегурочка»

Январь2012

3

Инсценировка сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»

Ноябрь 2012

4

Инсценировка русской народной сказки «Теремок»

(кукольный театр)

Март 2013

 

Содержание деятельности:

Любительские занятия театром.

  • Роль театра в культуре, основные вехи развития театрального искусства.
  • Любительский театра как разыгрывание ситуаций, в которых человек существует, взаимодействует с миром, пытаясь управлять окружающим пространством.
  • Характер и тип персонажей.
  • Сценарий и монтаж.
  • Сцена, эпизод.
  • Составление видео- и аудио- сопровождения.
  • Создание костюмов, масок, кукол.

Модуль «Мир, в котором я живу»

Цели: - формирование знаний о природе, человеке и обществе, воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи:

  • систематизация имеющихся представлений об окружающем мире;
  • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • развитие мышления, воображения и творческих способностей;
  • воспитание патриотических чувств, нравственных отношений к миру через эстетическое   развитие.

Основные виды деятельности учащихся:

1.дискуссия;

2.подбор нужной информации;

3.обсуждение формы выступления;

4. творческая деятельность

5.презентация проекта

6..анализ работы

Дополнительные виды деятельности:

 

1.чтение  рассказов;

2.аппликация, рисунок;

 3. составление видео- и аудио- сопровождения.

 

Тематика реализованных проектов

 

Тема

Дата

1

В гости к русским мастерам.

Декабрь 2011

2

История русского костюма

Апрель 2012

3

Путешествие в лес

Апрель 2013г.

4

Экология. Береги природу.

Январь2013

 

Содержание деятельности:

 

В гости к русским мастерам.

 

Знакомство с народной росписью (хохлома, дымковская игрушка). История развития данного вида творчества. Подбор материала по теме. Создание презентации. Организация практической работы (роспись по шаблону).

 

История русского костюма

 

Знакомство с русским народным костюмом. История развития. Подбор материала по теме. Создание презентации. Организация практической работы (аппликация с использованием готовых шаблонов)

 

Путешествие в лес

Особенности животного и растительного  мира леса. Сезонные изменения в лесу. Игра «Угадай по голосу». Викторина

 

Экология.

Значение природы для человека. Необходимость соблюдения правил поведения в лесу. Коллективная работа по составлению плакатов «Береги лес»

 

 

4.Результаты и эффекты тьюторской практики:

 

Для тьюторанта 

В социальном приросте  - организация непосредственных, неформальных контактов обучающихся начальной школы и дошкольников, групповое взаимодействие, разнообразие форм сотрудничества  значительно повышают интерес детей к творчеству и представлению себя в окружающем мире

 

Как наглядный пример хочется привести  пример развития одного ребёнка-Семёна. Мальчик испытывает сложности при овладении программным материалом, у него заниженная мотивация. Семён боялся выходить к доске, испытывал сложности с общением. Но работая с дошкольниками, он смог почувствовать свою значимость, уверенность в себе. Семён преобразился- он активно принимал участие в подготовке мероприятий, не только был исполнителем, но и организатором проектов.

 

В антропологическом- позитивная активность школьников, причём не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели,  решили, сделали» повышает самооценку ребёнка, и чувство значимости в окружающем мире.

 

 В ходе реализации практики можно отметить рост тьюторантов в организации самостоятельных действий:

  • Первоначально педагог тесно общается с ребёнком, помогает спланировать и реализовать познавательный интерес
  • Далее тьюторант проявляет большую самостоятельность в организации своих действий, педагог курирует и оказывает помощь в случае необходимости
  • Тьюторант сам проявляет инициативу, педагог  помогает организовать условия для реализации действий

 

В культурно-предметном приросте – познавательная деятельность способствуют получению новых знаний об интересующем предмете, расширяет кругозор, способствует реализации творческих возможностей.

 

Для тьютора:

 

В социальном приросте  - Происходит продвижение в профессиональном развитии - принятие новой социальной роли: классный руководитель в тьюторской позиции

 

В антропологическом - Тьютор получает опыт взаимопроникновения в другие образовательные области: спорт, искусство, здравоохранение

 

В культурно-предметном приросте- создается возможность для продвижения в ту сферу человеческой деятельности или область, которая на данный момент для него значима, продвижение в организации детских проектов

 

5.Условия воспроизводства.

1.В организации данной практики необходимо установление социального сотрудничества с коллективом детского сада.

2. Инициативность учащихся и познавательная  мотивированность

3. Компетентность педагога-тьютора в организации  проектной деятельности

 

6.Проектные предложения

Планируется:

-Расширение социальных практик ( детский дом, контакты с ветеранами ВОВ, православный центр)

-Планирование дальнейшего сопровождения учеников  пятого класса в роли тьюторов  для организации взаимодействия с тьюторантами- обучающимися 1 класса.

-Защита тьюторской технологии по данной теме.

 

Используемая литература

 

 Беспалова, Г. М. Тьюторское сопровождение школьника: организационные формы и образовательные эффекты /Г. М. Беспалова. [www документ] URL http://thetutor.ru

Н.В.Муха Проблема описания результативности тьюторской деятельности

Дудчик, С. В. Тьюторское сопровождение как практика индивидуализации в начальной школе//Работы участников Международной конференции / С.В. Дудчик. – Томск. – 2009.

Дудчик, С. В. Развитие познавательного интереса младших школьников средствами тьюторского сопровождения: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Дудчик Светлана Викторовна. – Москва, 2007.

Ковалева, Т. М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы / Т. М. Ковалева. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Катиркина И. О. Особенности тьюторского сопровождения младших школьников http://www.uchmet.ru/articles/141962/

Иванов И.П.Энциклопедия коллективных творческих дел/И.П.Иванов –Новосибирск, 2003

Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9

 

Категория: МАСТЕР-КЛАССЫ | Добавил: Nikolaeva
Просмотров: 1657 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
 Анализ сайта fantazeri12.ucoz.ru