Четверг, 28.03.2024, 13:51
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ » ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

Цветовой тест отношений (ЦТО)
07.08.2015, 21:36

Цветовой тест отношений (ЦТО)

 

Назначение теста

 

Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.

 

Описание теста

 

Для проведения ЦТО нужен лист белой бумаги (А4, 210 х 297 мм) и 8 карточек разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая). Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.

 

Инструкция к тесту

 

"Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые? "

 

Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый… и т. д. При этом цвета могут повторяться, т. е. ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.

 

Примечание:

В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии ребенка.

 

Обработка результатов теста

 

При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета.

Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое значение:

- Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.

- Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.

- Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.

- Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый.

- Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте.

- Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный.

- Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.

- Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

 

Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обычно выбирают:

 

Добрый - желтый и красный цвета. Другими словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый.

 

Злой - черный цвет. Пожалуй, комментарии здесь излишни - ведь этот цвет отражает эгоистичность, враждебность, отвержение.

 

Честный - желтый, фиолетовый и красный цвета. То есть для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как потребность в душевном контакте, общительность, открытость, дружелюбность.

 

Лживый - черный цвет. Дети не случайно выбирают этот цвет, поскольку он ассоциируется с такими личностными характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность. При этом дети почти не выбирают красный и желтый цвета, то есть обманщик не воспринимается ими как открытый, общительный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не согласиться.

 

Щедрый - красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить, что для дошкольника щедрость является очень сложным понятием, отношение к нему достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать свое, поделиться ему трудно. Особенно это заметно у детей до 5 лет: они нередко выбирают даже черный цвет. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже не выбирают черный и коричневый цвета, тем самым относя это качество к положительным, хотя отношение остается неопределенным. И только в младшем школьном возрасте становится возможным выделение определенных цветов.

 

Жадный - красный и черный цвета. То есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным.

 

Трудолюбивый - фиолетовый и желтый цвета. Другими словами, трудолюбивый человек очень активен, энергичен, готов к активным действиям, может быть суетлив.

 

Ленивый - коричневый, серый, синий цвет. То есть дети справедливо считают ленивого человека слабым, не вовлеченным в дело, вялым, пассивным, а также холодным.

 

 

Источники: vsetesti.ru

Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С.41-42.

Категория: ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ | Добавил: Invektiva
Просмотров: 1091 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
 Анализ сайта fantazeri12.ucoz.ru